Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Рыбинская школа №13" – это образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья (ментальные нарушения).
Главная цель школы – социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволит им в дальнейшем занять свою позицию в обществе.
Особенности психофизического развития учащихся школы затрудняют их вхождение в социум, поэтому обучение носит сугубо практическую направленность. Школа дает учащимся такое образование и воспитание, которое обеспечило бы им максимально доступную личную степень независимости и состоятельности в труде, быту, досуге. Поэтому в школе организовано не только обучение и воспитание, но и сопровождение учащихся. Сопровождение учащихся – специфическое условие работы учреждения, оно осуществляется силами педагогического коллектива, логопеда, психолога, медицинской сестры, консультирующих врачей педиатра, психиатра, работой школьной психолого-педагогического консилиума (ППк).
Продолжительность уроков составляет 40 минут. В процессе обучения для учащихся организовано двухразовое горячее питание: завтраки и бесплатные обеды. Каждый учебный день начинается с утренней зарядки, во время уроков проводятся физкультминутки, в которые включены упражнения для профилактики утомляемости глаз, мелких мышц рук, спины…
В школьное расписание 1-4 классов включены уроки ритмики для улучшения у учащихся общей координации движений; развития чувства ритма, темпа; совершенствования двигательных умений и навыков.
Работают в школе группы адаптивной физкультуры, открыта специальная медицинская группа. Занятия направлены на компенсацию недостатков физического развития обучающихся, специальные комплексы упражнений подбираются с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Охрана здоровья учащихся, как физического, так и психического, является одной из основных задач работы школы, около 50 % учащихся которой – дети-инвалиды. Многие учащиеся имеют сложные комплексные заболевания. Очень важна в школе проводимая профилактика инфекционных заболеваний, просветительская работа среди учащихся и их родителей.
В рамках УВП реализуются следующие мероприятия по охране здоровья учащихся:
- проведение вакцинации;
- проведение флюорографического обследования;
- проведение плановых и углубленных медицинских осмотров;
-- проведение лабораторных клинических анализов;
- подготовка документов для медицинских комиссий различного уровня;
- работа по предупреждению инфекционных заболеваний, в том числе педикулеза, чесотки;
- определение индивидуального рабочего графика дня учащихся по рекомендациям врачей специалистов;
- санитарно-просветительская работа;
- проведение занятий по гигиене учащихся в рамках уроков СБО, биологии, классных часов;
- выявление диспансерных групп по различным заболеваниям;
- определение уровня физической подготовленности учащихся;
- распределение учащихся в соответствии с показаниями по медицинским группам;
- контроль за организацией поддерживающего питания;
- работа по программе профилактики нарушения зрения и осанки у учащихся;
- формирование у учащихся навыков самообслуживания и общегигиенических навыков; с целью социальной адаптации и расширения социальных связей учащихся педагогический коллектив использует в – организации УВП возможности различных внешкольных учреждений;
- витаминизация;
- организация медицинских осмотров участников спортивных соревнований;
- разработка комплексов упражнений для занятий, проведения утренней зарядки и физкультпауз на уроках с учетом состояния здоровья учащихся;
- изучение условий жизни обучающихся;
- организация оздоровительной и спортивно-массовой работы.
С целью популяризации двигательной активности, привития навыков здорового образа жизни в школе регулярно проводятся дни здоровья, организовываются различные спортивные мероприятия - соревнования по настольному теннису, спортивной гимнастике, лёгкой атлетике, ОФП, лыжные гонки, "Весёлые старты". Целенаправленная спортивно-оздоровительная работа дает свои результаты – учащиеся школы занимают призовые места на областных и всероссийских соревнованиях.
Организация спортивно-массовой работы вносит огромный вклад в профилактику дезадаптационного поведения умственно школьников, укрепление их здоровья, формирование волевых качеств, социальную адаптацию.
Учитывая психофизические особенности учащихся в начале учебного года проводится корректировка образовательного маршрута учащихся с целью профилактики школьной дезадаптации; перевод учащихся на индивидуальную и сниженную программу обучения; разработка программ обучения для учащихся, обучающихся на дому.
Этапы становления образовательного учреждения и его организационная структура
Школа открыта в 1986 году, и учреждена как общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
Учредитель: администрация городского округа город Рыбинск в лице
Департамента образования администрации городского округа город Рыбинск.
В 2007 году школа аккредитована департаментом образования правительства Ярославской области.
В 2011 году школа успешно прошла процедуру лицензирования.
1 сентября 2013 года школа приобрела статус Государственного образовательного учреждения Ярославской области
Образовательное учреждение находится на территории города Рыбинска Ярославской области, но закрепленного микроучастка для набора детей в первый класс не имеет.
"Рыбинская школа № 13" является единственным образовательным учреждением данного типа на территории г. Рыбинска и обучает детей со всей территории города и округа.
Школа является общеобразовательным учреждением для детей с умственной отсталостью, а значит ее предназначение – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение ведется на русском языке.
Комплектование учреждения осуществляется в тесном контакте с Рыбинским «Центром помощи детям», специализированным детским садом № 56.
Зачисление в классы производится только на основании комплексного психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка в городской ПМПК, при необходимости привлекаются специалисты областной ПМПК г. Ярославля. Особенностью школы является то, что в ней обучаются дети со всего города, а также прилегающих населенных пунктов Рыбинского муниципального района.
Цель образования – обеспечение максимально возможного качества жизни детей и развития их адаптивных возможностей.
В своей деятельности школа решает триединую задачу:
– социальная реабилитация и адаптация детей, которая позволит им в дальнейшем занять свою позицию в обществе;
– образование и воспитание детей, которое обеспечит им максимально доступную личную степень независимости и самостоятельности в труде, быту и досуге;
– психолого – педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью создания единого коррекционно – развивающего поля для ребенка.
Главное – развить у ребенка механизм обработки информации, позволяющий ему адекватно и самостоятельно адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Школа включает в себя два периода обучения:
I период: (начальная школа) – срок обучения 4 года;
II период: 5-9-е классы.
Учебный процесс носит, прежде всего, воспитывающий характер, направленный на социальную адаптацию и реабилитацию детей. Школа дает обучающимся углубленную трудовую подготовку.
Исходя из этого, школа выстраивает концепцию развития следующим образом:
1. Образование
- создание системы открытости образовательного учреждения;
- выявление социального заказа на специальное образование;
- организация обучения детей с сочетанными и комплексными нарушениями в развитии;
- постепенный переход на 10 – 11-летнее образование исходя из личностных потребностей обучающихся;
- подготовка к переходу на дистанционные формы обучения;
- реализация права выбора выпускником профиля дальнейшего обучения;
- создание непрерывной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья на всех этапах возрастного развития – раннее детство, дошкольный, школьный, послешкольный периоды.
2. Психолого – педагогическое сопровождение
- организация медицинского сопровождения образовательного процесса;
- повышение эффективности коррекционно – развивающих занятий за счет объединения усилий семьи и школы.
3. Воспитание
- расширение социальных контактов обучающихся и их родителей (законных представителей);
- преодоление инфантилизма и иждивенчества ряда обучающихся и их родителей (законных представителей);
- организация сотрудничества с различными социальными институтами города
- отдел опеки и попечительства при ДО городского округа город Рыбинск;
- ГУ Пенсионного фонда РФ;
- Департамент по социальной защите населения;
- РКГИ;
- ГИБДД г. Рыбинска;
- комиссия по делам несовершеннолетних при администрации г. Рыбинска;
- МУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»;
- Государственный пожарный надзор г. Рыбинска;
- «Центр помощи детям» г. Рыбинск, областная ПМПК, и т.д. с целью профилактики правонарушений и социальной дезадаптации обучающихся, своевременного оказания помощи семьям.
4. Охрана здоровья обучающихся
- использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
- реализация индивидуального подхода к обучающимся с учетом их психофизических особенностей;
- создание условий для занятий физкультурой и спортом с использованием
индивидуально – дифференцированного подхода и учетом состояния здоровья обучающихся;
- пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей (законных представителей).
5. Развитие кадрового потенциала
- организация непрерывного внутрифирменного обучения педколлектива;
- создание условий для получения педагогами дефектологического образования;
- использование дистанционных технологий для послевузовского обучения педколлектива;
- участие школы в инновационной деятельности.
6. Совершенствование материально – технической базы школы
- привлечение спонсорских средств для приобретения материалов и оборудования, учебных пособий;
- совершенствование материально-технической базы мастерских швейного и столярного дела с учетом оснащения современного производства и обеспечения конкурентоспособности обучающихся на рынке труда;
- переоснащение действующих учебных кабинетов;
- оснащение учебных кабинетов современной мебелью;
- приобретение компьютеров для реализации программы удаленного обучения.
7. Сведения о квалификации работающих специалистов
Педагогический коллектив школы имеет огромный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Все педагоги владеют методикой преподавания, знают основы детской специальной психологии и дефектологии; умело организуют образовательный процесс, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. Несколько лет школа работала над внедрением личностно-ориентированного подхода в обучении, так как, по мнению коллектива, он наиболее подходит для работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. При этом в повседневной работе педагоги используют элементы проблемно-поисковых, игровых, деятельностных методик. По всем предметам разработаны рабочие программы.
Для обучающихся на дому также разработаны рабочие программы с учетом индивидуальных психофизических возможностей и состояния здоровья детей. Количество детей, обучающихся на дому, составляет примерно 20% от общего количества детей и остается неизменным в течение нескольких лет.
Обучающиеся показывают 100% степень обученности, высокие результаты итоговой аттестации. Для достижения такого результата педагоги используют индивидуальный подход, а также в случае необходимости осуществляют через ППк своевременный перевод обучающихся на сниженное (индивидуальное) обучение по отдельным предметам, создавая таким образом ситуацию комфортности и успешности для каждого (индивидуальный образовательный маршрут).
Обучающиеся, которым по медицинским показаниям разрешено продолжение обучения с целью получения профессии, успешно продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях города и области (катамнез выпускников).
100% обучающихся получают документы об окончании школы.
В школе существует система взаимопосещения уроков, которая дополнительно мотивирует педагогов, способствует поиску оптимальных форм проведения уроков, использованию времени урока для продуктивной работы обучающихся.
О нашей школе в городе идет добрая слава, поэтому переход обучающихся из массовых школ проходит безболезненно. Дети быстро адаптируются к школе благодаря следующим условиям: профессионализму педагогического коллектива. доброжелательности к обучающимся всех работников, чистоте и ухоженности помещений, эстетически оформленным и уютным классным комнатам, дисциплинированности обучающихся, четкому режиму работы школы.
Школа находится в северном поселке г. Рыбинска, в одном из старых районов города. Но надо сказать, что у учреждения благоприятное социально-культурное окружение: стадионы «Сатурн», «Авангард», плавательный бассейн, два Дворца культуры «Авиатор» и «Вымпел», Дворец спорта «Полет», рядом находится река Волга. Благодаря такому соседству у школы большой богатый потенциал для развития спортивной, культурно-массовой, оздоровительной работы.
Школа востребована в городе, нужна для реализации прав граждан на бесплатное образование и в перспективе должна жить и развиваться и выполнять все те задачи, которые возлагает на нее город, регион, страна.