Страница обновлена 11.09.2019

   Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области "Рыбинская школа №13" – это образовательное учреждение  для детей  с ограниченными возможностями  здоровья.

     Главная   цель  школы – социальная  реабилитация и адаптация   детей , с  ограниченными возможностями  здоровья, которая  позволит  им   в дальнейшем занять  свою позицию  в обществе.

 Особенности  психофизического развития учащихся  школы  затрудняют  их  вхождение в социум, поэтому  обучение  по всем  предметам  носит  сугубо  практическую   направленность. Школа  дает учащимся такое образование и воспитание, которое  обеспечило  бы  им   максимально доступную личную степень  независимости и состоятельности в труде, быту,  досуге. Поэтому  в школе  организовано  не только  обучение  и  воспитание, но  и сопровождение  учащихся. Сопровождение  учащихся – специфическое условие  работы   учреждения, оно осуществляется силами  педагогического коллектива, логопеда, психолога, медицинской  сестры,  консультирующих врачей педиатра, психиатра, работой школьной психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). 

 

Урок письма

     

     Продолжительность  уроков составляет 40 минут. В  процессе  обучения   для  учащихся  организовано двухразовое горячее питание: завтраки и бесплатные обеды. Для учащихся  1-6 классов в школе открыта  группа продлённого дня.
      Традиционно каждый учебный день для  учащихся  начинается  с  утренней зарядки, во время уроков  проводятся  физкультминутки, в которые включены упражнения для профилактики   утомляемости   глаз, мелких мышц рук, спины…  

       В школьное расписание 1-4 классов включены уроки ритмики для улучшения у учащихся  общей  координации движений; развития  чувства ритма, темпа; совершенствования двигательных умений и навыков.
       Работают  в  школе  четыре  группы  адаптивной физкультуры  для  учащихся   начальной школы. Занятия направлены на  компенсацию недостатков физического развития обучающихся, специальные  комплексы упражнений подбираются с учетом индивидуальных особенностей каждого.  

     Охрана здоровья учащихся, как физического, так и психического, является одной из основных задач работы школы, 50 % учащихся которой – дети-инвалиды. Многие учащиеся имеют сложные комплексные заболевания. Кроме того, многие дети проживают в условиях, приближенных к общепринятым санитарно-гигиеническим нормам, поэтому очень важна в школе проводимая профилактика инфекционных заболеваний, просветительская работа среди учащихся и их родителей. Таким образом, в рамках УВП проводятся следующие программы по охране здоровья учащихся:

- проведение вакцинации;

- проведение флюорографического обследования;

- проведение плановых и углубленных медицинских осмотров;

--  ​​​​​проведение лабораторных клинических анализов;

​​​​​-  подготовка документов для медицинских комиссий, различного уровня;

- организация консультативного и лечебного приема врачами-специалистами различных направлений;

- организация сопровождения каждого ученика врачом-психиатром;

- работа по предупреждению инфекционных заболеваний, в том числе педикулеза, чесотки;

- определение индивидуального рабочего графика дня учащихся по рекомендациям врачей специалистов;

- санитарно-просветительская работа;

- проведение занятий по гигиене учащихся в рамках уроков СБО, биологии, классных часов;

- проведение медикаментозной коррекции по медицинским показаниям в течение учебного дня;

- выявление диспансерных групп по различным заболеваниям;

- определение уровня физической подготовленности учащихся;

- распределение учащихся в соответствии с показаниями по медицинским группам;

- контроль за организацией поддерживающего питания;

- работа по программе профилактики нарушения зрения и осанки у учащихся;

- формирование у учащихся навыков самообслуживания и общегигиенических навыков; с целью социальной адаптации и расширения социальных связей учащихся педагогический коллектив использует в – организации УВП возможности различных внешкольных учреждений;

- витаминизация;

- организация медицинских осмотров участников спортивных соревнований;

- разработка комплексов упражнений для занятий на ЛФК, проведения утренней зарядки и физкультпауз на уроках с учетом состояния здоровья учащихся;

- изучение условий жизни обучающихся;

- организация оздоровительной и спортивно-массовой работы.

    С целью популяризации двигательной активности, привития навыков здорового образа жизни в  школе  регулярно  проводятся   дни  здоровья, организовываются различные    спортивные мероприятия -  соревнования  по  настольному  теннису, спортивной  гимнастике, лёгкой атлетике, ОФП, лыжные гонки, "Весёлые старты".     Второй год Всероссийский день  здоровья проводится  в плавательном  бассейне, что приносит детям, кроме прочего, массу положительных эмоций.

Целенаправленная спортивно-оздоровительная работа дает свои результаты – учащиеся школы занимают призовые места на областных и всероссийских соревнованиях.

      Организация  спортивно-массовой  работы  вносит огромный вклад   в профилактику дезадаптационного  поведения  умственно школьников,  укрепление их  здоровья,  формирование волевых  качеств, социальную адаптацию. 

 Обучение в школе ведётся в соответствии с программами  для  специальных (коррекционных)  общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенными  Министерством  образования  Росийской  Федерации  под редакцией Воронковой В.В., выпущенными в 2000 году.   

       Учитывая психофизические особенности учащихся в начале учебного года проводится корректировка образовательного маршрута учащихся с целью профилактики школьной дезадаптации; перевод учащихся на индивидуальную и сниженную программу обучения; разработка программ обучения для учащихся, обучающихся на дому.

        

Занятия по ПДД

        Все учащиеся класса с удовольствием посещают школу, добиваясь при этом определенных успехов в обучении и развитии.

       Следует отметить, что с каждым годом в школу поступают дети с более низкими возможностями к обучению, сложными комплексными дефектами.

       Учитывая особенности обучающихся, требования современности, разработана образовательная программа , в которой, как видится, отражены основные особенности организации УВП.

       Большое внимание педагогический коллектив уделяет формированию общеучебных навыков учащихся, повышению качества обучения. За последние годы в школе

  1. Разработаны материалы для:

    • оценки адаптации учащихся 1 класса к обучению;
    • качественной оценки ЗУН учащихся 1 класса;
    • оценки сформированности ЗУН учащихся по письму и математике;
    • разработки учебных рабочих программ по предметам.
  2. Разработаны и внедряются формы:
    • паспорта учебного кабинета;
    • отслеживания выполнения учебных программ;
    • ведения документации МО.
  3. Создан методический совет школы.  
  4. Формируется  банк специальных коррекционных упражнений.

     В 2005 году  силами педколлектива снят фильм о школе.

     В школе 14-15  учащихся  ежегодно по медицинским показаниям обучаются по  индивидуальным программам на дому.Для каждого ученика определён круг изучаемых  предметов,  в зависимости  от  его  возможностей,  составлено индивидуальное  расписание обучения. Преподавание  ведут  опытные  педагоги, из  которых 4 человека являются специалистами-дефектологами.  Режим обучения  каждого ребёнка согласован с его родителями,  учитывает  состояние здоровья ученика, рекомендации врачей.

     Необходимым условием реализации коррекционно-развивающего обучения является психолого-педагогическая поддержка обучающихся на всех этапах обучения, организация коррекционных заниятий.

Этапы становления образовательного учреждения

и его организационная структура

     Школа  открыта  в  1987  году,  и  учреждена  как общеобразовательное учреждение  для детей с ограниченными возможностями здоровья  8 вида.

     Учредитель: администрация городского округа город Рыбинск в лице

     Департамента образования  администрации городского округа город Рыбинск.

     В 2007 году  школа аккредитована департаментом образования правительства Ярославской области.

      В 2011 году школа успешно прошла процедуру лицензирования.

     1 сентября 2013 года школа приобрела статус Государственного образовательного учреждения Ярославской области

      Образовательное учреждение находится на территории города Рыбинска Ярославской области, но закрепленного микроучастка для набора детей в первый класс не имеет.

     "Рыбинская школа № 13" является единственным образовательным учреждением данного типа

на территории ГОГР и обучает детей со всей территории  города и округа.

      Школа является общеобразовательным  учреждением VIII вида для детей с умственной отсталостью, а значит ее предназначение – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Обучение ведется на русском языке.

      Комплектование учреждения осуществляется в тесном контакте с Рыбинским «Центром помощи детям», специализированным детским садом № 56.

     Зачисление в классы производится только на основании комплексного психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка в городской ПМПК, при необходимости привлекаются специалисты областной ПМПК г. Ярославля. Особенностью школы является то, что в ней обучаются дети со всего города, а также прилегающих населенных пунктов Рыбинского муниципального района.

      Согласно Закону  Российской Федерации «Об образовании» – специальное (коррекционное) образование – это образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Цель такого образования – обеспечение максимально возможного качества жизни детей и развития их адаптивных возможностей.

       В своей деятельности школа решает триединую задачу: 

       - социальная реабилитация и адаптация детей, которая позволит им в дальнейшем занять свою    позицию в обществе;

       - образование и воспитание детей, которое обеспечит им максимально доступную личную степень независимости и самостоятельности в труде, быту и досуге;

       - психолого – педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью создания единого коррекционно – развивающего поля для ребенка.

        Главное – развить у ребенка механизм обработки информации, позволяющий ему адекватно и самостоятельно адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

 

Школа включает в себя два периода  обучения:

       I период: (начальная школа) - срок обучения 4 года;

       II период: 5-9-е классы.

     Учебный процесс носит, прежде всего, воспитывающий характер, направленный на социальную адаптацию и реабилитацию детей. Школа дает обучающимся углубленную трудовую подготовку. 

 

        Исходя из этого, школа выстраивает концепцию развития следующим образом:

 

1. Образование

- создание системы открытости образовательного учреждения;

- выявление социального заказа на специальное образование;

- организация обучения детей с сочетанными и комплексными нарушениями в развитии;

- постепенный переход на 10 – 11-летнее образование исходя из личностных потребностей обучающихся;

- подготовка к переходу на дистанционные формы обучения;

- реализация права выбора выпускником профиля дальнейшего обучения;

- создание непрерывной системы специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья на всех этапах возрастного развития – раннее детство, дошкольный, школьный, послешкольный периоды.

2. Психолого – педагогическое сопровождение

- организация медицинского сопровождения образовательного процесса;

- повышение эффективности коррекционно – развивающих занятий за счет объединения усилий семьи и школы.

3. Воспитание

- расширение социальных контактов обучающихся и их родителей (законных представителей);

- преодоление инфантилизма и иждивенчества ряда обучающихся и их родителей (законных представителей);

- организация сотрудничества с различными социальными институтами города

- отдел опеки и попечительства при ДО городского округа город Рыбинск;

- ГУ Пенсионного фонда РФ;

- Департамент по социальной защите населения;

- ГОУ ЯО ПУ № 4;

- ГИБДД г. Рыбинска;

- комиссия по делам несовершеннолетних при администрации г. Рыбинска;

- МУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»;

- Государственный пожарный надзор г. Рыбинска;

- «Центр помощи детям» г. Рыбинск, областная ПМПК, и т.д. с целью профилактики правонарушений и социальной дезадаптации обучающихся, своевременного оказания помощи семьям.

4. Охрана здоровья обучающихся

- использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

- реализация индивидуального подхода к обучающимся с учетом их психофизических особенностей;

- создание условий для занятий физкультурой и спортом с использованием

 индивидуально – дифференцированного подхода и учетом состояния здоровья обучающихся;

- пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и их родителей (законных представителей);

- использование возможностей внешкольных учреждений для организации физкультурной работы;

- реализация школьного проекта «СКОШ № 13 – территория здоровья  и коррекции»

5. Развитие кадрового потенциала

- организация непрерывного внутрифирменного обучения педколлектива;

- создание условий для получения педагогами дефектологического образования;

- использование дистанционных технологий для послевузовского обучения педколлектива;

- участие школы в инновационной деятельности.

6. Совершенствование материально – технической базы школы

- привлечение спонсорских средств для приобретения материалов и оборудования, учебных пособий;

- совершенствование материально-технической базы мастерских швейного и столярного дела с учетом оснащения современного производства и обеспечения конкурентоспособности  обучающихся на рынке труда;

- переоснащение действующих учебных кабинетов;

- оснащение учебных кабинетов современной мебелью;

- приобретение компьютеров для реализации программы дистанционного обучения.

 7. Сведения о квалификации работающих специалистов 

      Педагогический коллектив школы имеет огромный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Все педагоги владеют методикой преподавания, знают основы детской специальной психологии и дефектологии; умело организуют образовательный процесс, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. Несколько лет школа работала над внедрением личностно-ориентированного подхода в обучении, так как, по мнению коллектива, он наиболее подходит для работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. При этом в повседневной работе педагоги используют элементы проблемно-поисковых, игровых, деятельностных методик. По всем предметам разработаны рабочие программы, соответствующие государственным программам для СКОШ VIII вида и требованиям к разработке рабочих программ.

      Для обучающихся на дому также разработаны рабочие программы с учетом индивидуальных психофизических возможностей и состояния здоровья детей. Количество детей, обучающихся на дому, составляет примерно 20% от общего количества детей и остается неизменным в течение нескольких лет.

      Обучающиеся показывают 100% степень обученности, высокие результаты итоговой аттестации. Для достижения такого результата педагоги используют индивидуальный подход, а также в случае необходимости осуществляют через ПМПк своевременный перевод обучающихся на сниженное (индивидуальное) обучение по отдельным предметам, создавая таким образом ситуацию комфортности и успешности для каждого (индивидуальный образовательный маршрут).               

        Обучающиеся, которым по медицинским показаниям разрешено продолжение обучения   с целью получения профессии, успешно продолжают обучение в ПУ № 4 (катамнез выпускников СКОШ № 13).

       100% обучающихся получают документы об окончании школы.

      В школе существует система взаимопосещения уроков, которая дополнительно мотивирует педагогов, способствует поиску оптимальных форм проведения уроков, использованию времени урока для продуктивной работы обучающихся.

       В школе работают три методических объединения:

- начальных классов и воспитателей;

- коррекционного цикла (общеобразовательного);

- трудового обучения.

       Работа методических объединений ведется по разработанным планам и направлена на повышение эффективности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

    О нашей школе № 13 в городе идет добрая слава, поэтому переход обучающихся из массовых школ проходит безболезненно. Дети быстро адаптируются к школе благодаря следующим условиям: профессионализму педагогического коллектива. доброжелательности к обучающимся всех работников, чистоте и ухоженности помещений, эстетически оформленным и уютным классным комнатам, дисциплинированности обучающихся, четкому режиму работы школы в течение дня, гуманитарной помощи детям в виде одежды и подарков (к 1 сентября, Новому году, празднику «Последнего звонка»).

      Школа находится в северном поселке г. Рыбинска, в одном из старых районов города. Но надо сказать, что у учреждения благоприятное социально-культурное окружение: стадионы «Сатурн», «Авангард», плавательный бассейн, два Дворца культуры «Авиатор» и «Вымпел», Дворец спорта «Полет», рядом находится река Волга.  Благодаря такому соседству у школы № 13 большой богатый потенциал для развития спортивной, культурно-массовой, оздоровительной работы.  

     От родителей бывших и настоящих учеников о школе № 13 в городе идет добрая слава, поэтому переход обучающихся из массовых школ проходит безболезненно. Дети быстро адаптируются к школе благодаря следующим условиям: профессионализму педагогического коллектива. доброжелательности к обучающимся всех работников, чистоте и ухоженности помещений, эстетически оформленным и уютным классным комнатам, дисциплинированности обучающихся, четкому режиму работы школы в течение дня, гуманитарной помощи детям в виде одежды и подарков (к 1 сентября, Новому году, празднику «Последнего звонка»).

Школа находится в северном поселке г. Рыбинска, в одном из старых районов города. Но надо сказать, что у учреждения благоприятное социально-культурное окружение: стадионы «Сатурн», «Авангард», плавательный бассейн, два Дворца культуры «Авиатор» и «Вымпел», Дворец спорта «Полет», рядом находится река Волга.  Поэтому у школы № 13 большой богатый потенциал для развития спортивной, культурно-массовой, оздоровительной работы.

      Школа востребована в городе, нужна для реализации прав граждан на бесплатное образование и в перспективе должна жить и развиваться и выполнять все те задачи, которые возлагает на нее город, регион, страна.